Транспортные новости

Музей такси

0


Музей такси находится Москве. Почти четверть века назад московские автотранспортники решили собрать под одной крышей автомобили с шашечками на дверцах. Расположился он на территории самого современного по тем временам 19-го московского таксомоторного парка.



ГАЗ-А – первый советский легковой автомобиль, серийно эксплуатировавшийся в таксомоторных парках в середине 30-х гг. прошлого века. Специальная черно-зеленая окраска. Перед передним пассажирским сиденьем - ящик таксометра с табло, на котором высвечивается надпись «СВОБОДЕН». Видимо, одна из таких машин и попалась когда-то на глаза И. Ильфу или Е. Петрову, вложивших в уста Остапа Бендера вопрос «Такси свободен?» (а не «свободно»). 


 
Горьковский автомобильный завод стал «кузницей» отечественный таксомоторов. И если первый «газик» защищал седока от дождя и снега куцым тентом и целлулоидными стеклами, то пришедший ему на смену седан ГАЗ-М1 приглашал пассажиров в уютный закрытый салон. Еще одно отличие от первенца советских такси – «Эмки» не имели специальной раскраски, у них была только красная полоса вдоль борта. 
 

«Победа» ГАЗ-М20 была одним из самых популярных автомобилей-такси. В конце сороковых годов на улицы городов вышли первые машины, окрашенные в два оттенка серого цвета – темный низ (до поясной линии) и светлый верх. По самой поясной линии расположились знаменитые шашечки. В правом верхнем углу ветрового стекла пассажирам или клиентам подмигивал зеленый огонек. У «Победы» таксометр уже был встроен в панель приборов. А сиденья обивались специальной тканью, упрощавшей чистку салона. 
 

 
В 1955 г. в такси пришли ГАЗ-12 ЗИМ. В музее можно увидеть одну из таких машин – с механической коробкой передач и таксометром, установленном под панелью приборов. А двумя годами позже, когда после знаменитой «реорганизации» Никиты Хрущева перестало существовать несколько сотен государственных учреждений и без дела простаивали сотни легковых автомобилей, ЗИМы стали использовать в качестве первых маршрутных такси. 
 
Самым массовым автомобилем–такси оказалась «Волга» ГАЗ-21 и ее многочисленное потомство. «Двадцать первая», несмотря на свойственные ей конструктивные недостатки и быстро состарившуюся конструкцию, была просто неубиваемой машиной. Трудно перечислить кинофильмы, где на экране появляется «Волга» с оленем на капоте или на заводской эмблеме. Выходив положенное, светло-серые такси попадали в капитальный ремонт на московские авторемонтные заводы «Аремкуз» или «Аремз», откуда возвращались в таксопарки с ярко-красной крышей, за которую были прозваны «красными шапочками». 
 

 
В конце 60-х гг. им на смену стали приходить более комфортабельные ГАЗ-24. У них в дополнение к традиционному зеленому огоньку стали появляться «гребешки» на крыше с символом такси – шашечками.
 
Но в Музее такси, как и во всяком первоклассном собрании, можно увидеть не только серийные машины. Только здесь сохранился единственный экземпляр экспериментального такси. Созданного в середине шестидесятых годов во Всесоюзном научно-исследовательском институте технической эстетики (ВНИИТЭ). Проект автомобиля, над которым работали такие конструкторы и дизайнеры, как Э. Молчанов и Ю. Долматовский, был одним из самых реальных и жизненных в истории отечественного автопрома. Компактный вагончик с двигателем от «Москвича» вместо прожорливого «волговского» позволял перевозить в салоне не только пассажиров, но и такие громоздкие вещи, как холодильники, стиральные машины или детские коляски. Отработав все положенные испытания. В том числе и на службе в такси, машина так и не попала на конвейер, а заняла свое место в музейной экспозиции.
 


Несколько неожиданно выглядят среди автомобилей микроавтобусы с шашечками. Это «рафики» – РАФ-977 и РАФ-2203, выпускавшиеся в латвийском городе Елгава. Именно они, переняв эстафету от первых «маршруток», ГАЗ-12, ЗИМ, стали палочками-выручалочками для жителей московских новостроек и спальных районов. Рассчитанные на перевозку 10 пассажиров, они принимали в свое чрево еще и трех-четырех человек, получивших у таксистов кличку «гнутые». Это были бедолаги, согнутые в три погибели, стоя переносившие все невзгоды дороги до Выхина или Крылатского до того, как туда пришло метро. 


taxoport.com
 

Обратная связь