Необычные люди, места и штуковины

Музей Фрама. Норвегия

0


На мысе полуострова Бюгдойнес стоит странное здание – большая двускатная крыша, идущая до земли, и светло желтый фасад.

На фасаде крупно написаны 4 буквы: FRAM, что по-норвежски значит «Вперед», эти 4 буквы олицетворяют, наверное, самую большую гордость норвежцев, а под крышей стоит главная реликвия Норвегии – конечно же это корабль.



Небольшая шхуна (39 метров в длину), была построена за счет казны, по проекту норвежца шотландского происхождения Колина Арчера, специально для полярных исследований. За свою историю она участвовала в 3 экспедициях, под руководством 3 прославленных полярников, людей из железа: Фритьофа Нансена, Отто Свердрупа и Руаля Амундсена.



Но обо всём по порядку:

Судно строилось под экспедицию Нансена к северному полюсу, контролировал постройку его друг Отто Свердруп, с которым они до этого пересекли на лыжах Гренландию. Арчер проектировал корабль в тесном сотрудничестве с путешественниками, которые планировали на Фраме вмерзать во льды. Нансен участвовал во всём начиная от изучения трения различных обшивок о лёд и заканчивая разработкой горелок для камбузной плиты. Корпус рассчитывался так, чтоб сковывавшие его льды, выдавливали судно наружу, толщина бортов при этом была около 80 см.



Первая экспедиция под руководством Нансена началась летом 1893 года, капитаном Фрама был назначен Свердруп. Груженый топливом и провиантом на несколько лет вперед, корабль начал движение над русской Сибирью, чтоб вмерзнуть на востоке во льды и вместе со льдинами, пользуясь течением, дрейфом достигнуть северного полюса. В результате льдина прошла, на большом расстоянии от полюса, Нансен пытался достичь его пешком, но повернул и вернулся в Норвегию, когда на дворе уже было лето 1896-го.

Вторая экспедиция на Фраме состоялась в 1898 – 1902 годах, когда под руководством Свердрупа были исследованы острова Канадского Арктического архипелага. Было открыто несколько островов и составлены карт ранее неизвестных территорий. Свердрупа, за его серьезность, современники называли самым немногословным норвежцем.



Третья экспедиция, наверное, самая великая и драматичная готовилась в строжайшей тайне. Руаль Амундсен мечтавший достичь северного полюса, узнав во время подготовки экспедиции, что тот уже открыт, изменил планы и отправился в Антарктиду. Выйдя в мае 1910 года, проплыв всю Атлантику на юг и дойдя до антарктического побережья у моря Росса, что под Австралией в январе 1911 года, экспедиция встала на зимовку. Был сооружен базовый лагерь и всю весну делались выносные склады провианта и топлива на пути предполагаемого следования. В шести сотнях километров стоял базовый лагерь Роберта Скотта, так же рвавшегося к полюсу. В октябре 1911 года Амундсен выехал на собачьих упряжках к полюсу и через 2 месяца 14/12/1911 достиг полюса, водрузив там норвежский флаг. Скотт опоздал, на месяц с небольшим, а на обратном пути, вместе со всем своим полярным отрядом замерз во льдах. Позже Амундсен писал: «Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтоб вернуть его к жизни...»



Вот такие были люди и вот такой корабль. При первом взгляде на корабль, человек знающий всю эту историю, впадает в священный трепет и начинает выходить из него только за ужином уже где-нибудь на Акер Брюгге.

В 1920-х годах возникает идея сохранения заброшенного в тот момент корабля в виде музея, начинается его реставрация и в 1935 году его поднимают из воды и устанавливают на постамент на Бюгдойнесе, где вокруг судна в течении двух лет возводится здание нынешнего музея.



В музее корабль можно осмотреть с галерей построенных на разных уровнях, а также полазить внутри. На входе расположен магазинчик, где продаются помимо обычных норвежских сувениров, вещицы с «Фрамовской» спецификой, не лишенные вкуса.

Перед музеем, по пути с пристани, под открытым небом стоит шлюп Йоа (норв Gjoa), на котором Амундсен в 1903-1906 годах прошел через северную Атлантику, мимо Гренландии, над побережьем Канады и вышел к Берингову проливу, совершив таким образом первый в истории проход через Северный Ледовитый океан северо-западным путём.


virtualguide.ru

 
 

Обратная связь