Психология, саморазвитие и здоровье

Когда я говорю "нет", я чувствую себя виноватым

0


Иногда так хочется сказать "нет", но вырывается "ну ладно, хорошо". Отказать то неудобно, то нет возможности, то не время, то мы чувствуем себя виновато, а кто кроме нас? И вот мы уже делаем? чего не хотели, отставляем свои дела на потом и зарываемся в чужих проектах.
 


 

В основе уверенного отказа лежит вера, что вы сами можете судить свои поступки и поведение. А также уверенность в своём праве говорить: нет/я не понимаю/я не знаю/мне не интересно. И не чувствовать за это ни стыда ни вины.

Проще сказать, чем сделать, поэтому можно использовать техники, которые выручат в сложной ситуации и через применение вернут и свои права и веру в них.
 

Техника "Заезженная пластинка"


Большинство людей могут сказать "нет" в ответ на первую просьбу сделать то, что они не хотят, но с каждой новой попыткой все больший процент сдаётся и говорит "да".

Чтобы воспользоваться техникой заезженной пластинки просто повторяйте, что вы хотите, спокойно и сдержанно, не предлагая ни объяснений, ни рационализаций.

Продавец: "Если вы купите эту энциклопедию, ваши дети станут получать оценки выше".

Ответ: "Я понимаю, но я не заинтересован в покупке энциклопедии".

Продавец: "Нет вы не понимаете, иначе вы бы захотели купить эту энциклопедию для своих детей! Сколько им?"

Ответ: "Мне это не интересно".

Продавец: "Вы что, даже не можете ответить на один вопрос?"

Ответ: "Я понимаю, что вы чувствуете, но мне это не интересно".

Продавец: "Если вы не хотите со мной разговаривать, я уйду".

Вы можете не отвечать на вопросы и не предоставлять объяснений, если не хотите или не заинтересованы в чём-то. Если собеседник перейдёт от манипуляций к открытому общению и обсуждению первопричины просьбы/конфликта, можно сменить тактику и перейти к диалогу и сотрудничеству.

Также можно использовать различные техники отказа в зависимости от ситуации:

  1. Прямолинейное "нет" — мы просто говорим "нет" уверенно и убедительно, не извиняясь и не оправдываясь:
    • "Нет".
    • "Нет, нет, я не могу этого сделать".
    • "Нет, я предпочитаю этим не заниматься" (удобно использовать в тех случаях, когда мы не хотим раскрывать истинную причину отказа. Мы имеем на это полное право).
  2. Рефлексивное "нет" — мы отражаем содержание и/или чувства собеседника, добавляя в конце своё "нет":
    • "Я понимаю, что для Вас это очень важно, но, к сожалению, я не могу этого сделать" (эффективно в том случае, когда мы, даже несмотря на понимание проблемы собеседника, не можем, или не хотим выполнить его просьбу).
  3. Обоснованное "нет" — мы говорим "нет" и кратко раскрываем подлинную причину нашего отказа:
    • "Я не смогу это сделать, потому что в ближайшие дни я очень загружена работой" (эффективно в том случае, если мы имеем серьёзную причину для отказа и готовы искренне раскрыть её).
  4. Отсроченное "нет" — мы не даём ответ немедленно, а просим собеседника дать время на обдумывание:
    • "Мне надо подумать. Я смогу ответить позже" (эффективно в том случае, если для взвешенного ответа не хватает информации, высока неопределённость, или ситуация может сильно измениться).
  5. Компромиссное "нет", или "нет" наполовину — мы говорим, что в принципе могли бы выполнить просьбу, но при тех условиях, которые нам удобны:
    • "Я не могу сделать это сегодня, но я могла бы сделать это завтра" (этот отказ эффективен в том случае, если мы искренне готовы выполнить просьбу, но на других условиях).
  6. Дипломатичное "нет" или "нет" в мелочах — мы не говорим открыто "нет", а искренне приглашаем к переговорам, выясняя, какую реальную помощь мы могли бы оказать:
    • "Могла бы я помочь Вам как-нибудь по-другому?" (этот отказ эффективен в том случае, если мы готовы помочь собеседнику, но его условия не совсем нас устраивают. Мы готовы выполнить просьбу в целом, но отказываем в выполнении некоторых деталей, стараясь найти взаимоприемлемое решение).
 

Обратная связь