Психология, саморазвитие и здоровье

Как защитить себя от манипуляций

0


В первую очередь определим, что такое манипуляция. Психология дает этому явлению такое определение:

 

Манипуляция – это вид психологического воздействия, которое ведёт к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его существующими желаниями.
 

Мы очень часто сталкиваемся с манипуляторами — гораздо чаще, чем нам хочется думать. Причем в этой роли может выступить и навязчивая продавщица, и близкая подруга и даже собственный ребенок. Чтобы противостоять манипуляции в первую очередь необходимо ее распознать. После того, как вы это сделали, можно приступить к «оборонительным мерам» - для этого существует масса способов. Однако, если речь идет о близких и дорогих нам людях, мы оказываемся в ситуации, когда идти идти на конфронтацию с манипулятором нельзя.

 

Также стоит избегать конфликтов на публике, когда Вам нельзя «терять лицо». В таких случаях необходимо уметь применять неагрессивные, но действенные способы пресечения манипулирования в свой адрес.

 

Вступая в борьбу с человеком, который пытается навязать свое мнение либо «попросить» об услуге, стоит помнить, что он наверняка готов к отпору и возражением. Манипуляторы обычно имеют в арсенале массу реплик и аргументов, чтобы сбить вас с толку. Поэтому можно использовать извечное правило «лучшая защита — это нападение», т.е. попытаться сбить с толку самого манипулятора.
 


 

Способ первый. Бесконечное уточнение.

 

Этот метод нужно использовать, когда от вас чего-то добиваются, требуют или провоцируют. Если вы подозреваете собеседника в манипуляции, начинайте уточнять, чего же он от вас хочет. Уточняйте, уточняйте. Уточняйте...

 

— Ну кто же так делает?!

— А как бы ты посоветовал сделать?

— Иван, Вы опять нас подвели! Доколе это будет продолжаться?

— Что именно Вы имеете в виду? И что бы Вы хотели изменить в нашем взаимодействии?

— Опять у тебя галстук по-уродски завязан...
 — Покажи, пожалуйста – как лучше было бы его завязать?

 

Если у собеседника не было злого умысла, он поможет Вам советом и не будет злится на уточняющие вопросы, манипулятор же продолжит нас провоцировать. Выход — продолжать уточнять, сбивая его с толку потоком вопросов:

 

— Нельзя идти на конференцию с таким докладом, тебя же засмеют!

— Что именно заставляет тебя так думать?

— Брось! Ты же и сам понимаешь, что доклад – курам на смех!

— Не понимаю, и поэтому прошу тебя пояснить, что именно в нём кажется тебе смешным?

— Да хотя бы та часть, которая касается доставки морским путём, она никуда не годится!

— А что именно в этой части представляется тебе неверным? Что, на твой взгляд, стоило бы исправить?
 

В этой ситуации собеседник либо переходит к конструктивному поведению, либо разговор ему быстро надоедает.

 

Способ второй. Заезженная пластинка.
 

Этот прием используют, когда манипулятор пытается спровоцировать у вас нужную ему эмоцию — чувство вины, стыда, раскаяния, неловкости. Суть способа состоит в том, чтобы четко сформулировать свою позицию и повторять ее одними и теми же словами из раза в раз. Например:

—  Я смотрю, у тебя работы немного сейчас? А мне вот шеф поручил эту информацию найти. А где искать я ума не приложу. Может, поможешь?

Света, я очень занят и не смогу тебе помочь в ближайшее время.

— Ну, ты же такой умный. Для тебя выполнить это задание — раз плюнуть!

Света, я очень занят и не смогу тебе помочь в ближайшее время.
— Тебе хорошо, ты занят, а меня ведь и уволить могут, если этих данных не будет...
—  Света, я очень занят и не смогу тебе помочь в ближайшее время.

 

Важно обратить внимание, чтобы ваша реплика была неэмоциональной — она не должна нести негатив по отношению к собеседнику. А структура фразы должна быть такой, чтобы ее можно было использовать несколько раз подряд, в ответ на различные вопросы. 


Удачи! 
 

Обратная связь