Необычные люди, места и штуковины

Храм Зуба Будды в Канди

0


В 120 км от столицы Республики Шри-Ланка — Коломбо — находится древний город Канди, легендарная столица островного королевства, сохранявшего свою независимость до 1815 года. Этот прекраснейший город называют «жемчужиной Цейлона». С 1540 года он являлся резиденцией сингальских королей. В 1815 году английские войска захватили Канди, а последний кандийский правитель Викрама Раджасингхе был выслан в Индию.

Канди лежит в горной долине. По склонам окрестных гор разбросаны чайные фабрики, а внизу, в озере Канди, отражается величественный храм Далада Малигава — храм Святого Зуба, храм «Зуба Будды». Мерные звуки барабанов, в которые бьют буддийские монахи по утрам и вечерам, эхом разносятся среди горных утесов...



Храму Далада Малигава около двухсот пятидесяти лет. Он построен в первой половине XVIII столетия. Центром архитектурной композиции является восьмиугольная башня — хранилище священной реликвии. Рядом находится небольшая дагоба — так на Цейлоне называются буддийские ступы.

Внутри храм поражает роскошью убранства. Он украшен великолепными фресками. На них изображены все двадцать четыре Будды — предыдущие воплощения Будды Гаутамы.

Священная реликвия храма — «Зуб Будды» — был привезен на Цейлон в 371 году. До этого в течение нескольких столетий он находился в Индии. По преданию, правитель Калинги, терпя поражения в войнах и опасаясь за судьбу своего государства, решил отправить святыню на Цейлон. Его дочь спрятала «Зуб Будды» в прическе и переправила реликвию на остров. С давних времен существовало поверье, что этот зуб обладает волшебной силой: кому он принадлежит, тому принадлежит власть. Поэтому «Зуб Будды» всегда принадлежал королевской династии и хранился во дворце сингальских королей. Первоначально зуб находился в городе Анурадхапуре, затем его перенесли в Полоннаруву, а в начале XVIII века его переправили в Канди. Тогда специально для хранения этой реликвии и был построен храм Далада Малигава. С той поры и до сегодняшнего дня храм является местом паломничества для сотен тысяч буддистов.



Португальцы, высадившиеся в XVI веке на острове и не раз захватывавшие Канди, однажды стерли город с лица земли и уничтожили священный зуб. Но он появился вновь и стал предметом поклонения.

Во внутреннем дворе храма находится хранилище, а в нем за решетками комнаты-зала, постоянно охраняемой двумя монахами, в ковчеге, состоящем из семи золотых, вложенных друг в друга сосудов, хранится священная реликвия храма — «Зуб Будды». Золото и алмазы, пожертвованные храму королем Раджасингхе, переливаются на стенах зала. Перед входом в него стоит множество золотых фигур.

По утрам старинные золотые чаши, стоящие в зале, наполняют жертвенным рисом и молоком. Дважды в день реликвию орошают водой из золотых кувшинов. Зал, в котором хранится зуб, запирается на три замка, а ключи от них хранятся у трех монахов. Фотографировать реликвию запрещено. Из европейцев ее видели всего несколько человек, в том числе немецкий ученый-естествоиспытатель Геккель. Побывав в 1881 году в Канди, он выразил сомнение в том, что «кусок слоновой кости длиной 5,5 см и толщиной 2,5 см» мог вообще принадлежать человеку, пусть даже и Будде. Теперь священный зуб не показывают никому из иностранцев.

С храмом Далада Малигава связан праздник нового урожая риса — Ахитсахал. С рисового поля, дарованного некогда царем храму и расположенного в 5 км от Канди, собирают первый урожай риса и привозят его в храм. Здесь рис варят в воде, взятой из колодца храма Далада Малигава, подносят его для освящения к «Зубу Будды», а затем раздают нищим и паломникам.



В честь «священного зуба» уже несколько сот лет ежегодно устраивается праздник Эсала Перахера — один из самых крупных национально-религиозных праздников Цейлона. Он длится четырнадцать дней и достигает своей кульминации в августовское полнолуние. Эсала — последний месяц лета на Цейлоне, а Перахера — это нечто вроде христианского крестного хода.

Согласно одной из легенд, проведение этой уходящей своими корнями в глубокую древность церемонии связано с победой бога Вишну над демонами-асурами. По другим сведениям, которые приводят сингальские летописцы, Эсала Перахера устраивается в память об успешном походе царя Гаджабаху I (II в. н.э.), в результате которого были захвачены богатые трофеи, в том числе золотые браслеты богини Паттини. В Индии эта богиня известна как Каннахи — воплощение верной жены.



Для участия в процессии из храма Зуба Будды выносят священные изображения и символы. Ниламе, настоятель храма Далада Малигава, выносит золотую шкатулку с «зубом Будды» и бережно ставит ее в сверкающий драгоценностями паланкин, который устанавливают на спине слона.

Главное событие праздника — шествие слонов в великолепном праздничном убранстве. Их бивни украшены серебром. Нигде нельзя увидеть такое множество слонов сразу, как в Канди во время праздника Эсала Перахера. Торжественная процессия слонов важно марширует мимо храма Зуба Будды. Один из слонов, «королевский», несет на своей спине разукрашенный ларец со священным зубом, за ним вышагивают еще сто слонов. Шествие слонов неторопливо движется по улицам Канди на радость множеству туристов, которые съезжаются в эти дни в Канди со всего света. Замыкает процессию толпа паломников.



Участники праздника, согласно предписанному ритуалу, одеты в национальные сингальские костюмы. На главной улице бывшей королевской столицы, украшенной флагами, — барабанщики, танцоры, фейерверки, выступления актеров в масках, а вечером — шумное гулянье. Все это стало неотъемлемой частью праздника Эсала Перахера.


slovari

 
 

Обратная связь