Интересности города

8 женщин, изменивших Киев. Часть 2

0




ВАРВАРА ХАНЕНКО (1852-1922)


Дочь крупного сахарозаводчика и прославленного мецената Николы Терещенко стала женой юриста и предпринимателя Богдана Ханенко - потомка украинских казацких старшин. Муж увлекался собиранием предметов искусства, и жена неизменно помогала ему. Супруги Ханенко собрали в киевском особняке на Терещенковской, 15, значительную коллекцию художественных сокровищ, в которой были богато представлены образцы как западной, так и восточной культуры.

Богдана Ханенко не стало в мае 1917 года. Варвара Николаевна разделяла его мечту - создание в Киеве общедоступного музея искусств. Она сделала все для осуществления этого замысла. В тяжелейшие годы Гражданской войны вдова сумела сохранить коллекцию от вывоза и разграбления - и передала ее в распоряжение украинской академии наук.

При советском режиме к щедрой дарительнице отнеслись без всякого почтения, отстранили ее от музейных дел. Умерла она в бедности. На могиле супругов Ханенко в Выдубицкой обители долгое время стоял скромный крест от верной горничной Дуняши. Но теперь там установлен достойный памятник, а мы любуемся произведениями Веласкеса, Перуджино, Рубенса и других великих мастеров в Музее искусств, носящем имя Богдана и Варвары Ханенко.

 

МАРИЯ ЗАНЬКОВЕЦКАЯ (1854-1934)


Жизненный путь Маруси Адасовской (настоящая фамилия знаменитой актрисы) начался в селе Заньки на Черниговщине, в мелкопоместной дворянской семье. Судьба ее складывалась вполне заурядно: замужество за офицером, переезды, гарнизонное общество... Но участие Марии в любительских спектаклях и концертах показало, что она рождена для сцены. И молодая женщина нашла в себе силы круто изменить линию своей жизни. Она оставила мужа, приняла сценическую фамилию от названия родного села - и вошла в историю нашей страны как символ украинской женственности, как великая драматическая актриса Мария Заньковецкая.

Слава артистки была поистине легендарной. Петр Чайковский подарил ей букет и ленту с надписью "Бессмертной от смертного". Лев Толстой после ее выступления в спектакле "Наймычка" по пьесе Карпенко-Карого выпросил у Заньковецкой на память платок, который хранил как реликвию. Велик ее вклад в создание украинского национального театра, в заложение его лучших традиций.

Последние годы жизни Мария Константиновна - первая народная артистка Украины - провела в небольшом доме на окраине Киева, на нынешней Красноармейской, 121. Теперь здесь открыта мемориальная экспозиция из фотоснимков, афиш, документов, личных вещей артистки. А в Городском саду, недалеко от Мариинского дворца, установлен небольшой, но очень выразительный памятник Заньковецкой работы скульптора Галины Кальченко.

ОКСАНА ПЕТРУСЕНКО (1900-1940)


Дочь мастерового и кухарки Оксана не посещала ни музыкальных школ, ни консерваторий. Уже в зрелом возрасте певица поступила в Киевский музыкально-драматический институт, но проучилась всего год - средства не позволяли. Зато она постоянно получала уроки актерского мастерства у опытных партнеров - и не только в пении, но и в искусстве драмы. Достаточно сказать, что Оксану Петрусенко считал своей любимой ученицей великий украинский артист Панас Саксаганский.

Солистка набиралась творческого опыта в скитаниях по провинции с передвижными труппами, в оперных театрах разных городов... Наконец случилось то, что давно должно было случиться: с 1934 года Оксана Петрусенко пела в Киевской опере. А в 1936-м настал ее звездный час. В составе театральной труппы певица приехала в Москву на Декаду украинской литературы и искусства. Рядом с нею были другие прославленные солистки, однако московские гастроли стали триумфом Оксаны. По всей стране разнеслась слава о таланте украинской примы, о ее голосе поразительного диапазона, мощи и чистоты. Киевская публика боготворила ее. Исполненные ею заглавные партии в таких операх, как "Наталка Полтавка", "Аида", "Тоска", вызывали поток восторженных отзывов. Казалось бы, перед певицей открылась просторная дорога признания и славы... но маленький тромб внезапно остановил ее сердце.

 
Надгробная надпись на Байковом кладбище гласит, что здесь похоронена народная артистка СССР Оксана Петрусенко. Формально это неверно: Оксана Андреевна успела получить лишь звание народной артистки УССР, присвоенное ей за год до безвременной кончины. Но, по сути, никакой ошибки нет. Трудно себе представить певицу, более достойную всенародной славы и наивысшего титула.

ЛЕСЯ УКРАИНКА (1871-1913)


Лариса Косач-Квитка родилась в интеллигентной семье: ее отец Петр Косач был юристом; мать, Ольга Драгоманова-Косач (Олена Пчилка), играла видную роль в украинской литературной и общественной жизни.

С малых лет Леся приобщилась к поэзии. Но трагической прозой ее судьбы стала тяжелая болезнь, с которой она была вынуждена бороться вплоть до преждевременной кончины. Ради преодоления недуга Лесе Украинке приходилось подолгу жить и лечиться в теплых южных городах. А потом она вновь и вновь приезжала в Киев, где писала стихотворения, поэмы, драмы, одновременно готовила к печати свои сборники, трудилась над литературными переводами, журнальными статьями, рефератами... Здесь она праздновала творческие победы - и подвергалась брутальным преследованиям со стороны властей.

Как никому другому, Лесе Украинке удалось соединить традиционную бунтарскую энергетику украинской поэзии с философской мудростью и нежными лирическими интонациями. Своим творчеством она убедительно продемонстрировала, что украинская литература - полноправная и полноценная ветвь литературы европейской и мировой.

В Киеве чтят великую поэтессу. В ее честь названы бульвар, площадь, театр, ей посвящены монументы и памятные доски. Могила Леси Украинки на Байковом кладбище - место неизменного паломничества поклонников ее музы. А на улице Саксаганского (бывшей Мариинско-Благовещенской), 97, где Леся когда-то жила в квартире матери, теперь действует литературно-мемориальный музей.

 
Михаил Кальницкий
 

Обратная связь